Многочисленные исследования показывают, что то, что было сделано или не сделано в раннем детстве, имеет долгосрочные последствия как для человека на индивидуальном уровне, так и для всего общества. Вложение средств в программы Развития детей раннего возраста, которые могут повысить детский потенциал, является более справедливым и экономически эффективным подходом, по сравнению с необходимостью затрачивать гораздо больше средств в более поздний период в попытке исправить то, что можно было предотвратить.
В центральной районной больнице с октября 2017 года начал функционировать Кабинет развития ребенка. Ежедневно прием ведут медицинский персонал: Егорова Татьяна, Жаксыбаева Гульмайра, Медиев Дидар. Охват населения, начиная с момента регистрации беременной у гинеколога и до 5 летнего возраста ребенка. Кабинет полностью укомплектован детской мебелью, игрушками, предметами для занятий с детьми, необходимой наглядной информацией.
ПОЧЕМУ ЭТА ТЕМА ТАК ВАЖНА ДЛЯ НАС?
- Ранние годы жизни ребенка критически важны, поскольку они закладывают основу для остальной жизни. В раннем детстве, инициируются и устанавливаются модели поведения, компетентности и обучения; социально-средовые факторы начинают изменять генетическую наследственность; в огромных количествах растут клетки мозга; и создаются биологические пути преодоления стресса.
- В свои ранние годы дети учатся быстрее, чем в любое другое время в жизни. Чтобы полностью реализовать свой потенциал, они нуждаются в любви и привязанности, внимании, ободрении и умственной стимуляции, а также в питательной пище и хорошем медицинском обслуживании.
- Качество заботы, полученной в течение первых нескольких лет жизни - в том числе медицинской помощи, питания, социальных взаимодействий и стимулирования - может оказывать длительный эффект на развитие мозга.
- Развитие мозга в первые годы жизни влияет на физическое и психическое здоровье, обучение и поведение на протяжении всей жизни.
- Так же как положительный опыт в первые годы жизни способствует построению здоровой архитектуры мозга, неблагоприятный (или отрицательный) ранний опыт может ослабить ее.
- Программы развития детей младшего возраста, которые комплексно удовлетворяют основные потребности детей в здоровье, питании, эмоциональном и интеллектуальном развитии, обеспечивают детям основу для развития компетентности и навыков преодоления трудностей в дальнейшем.
- Содействие развитию детей младшего возраста является одной из наиболее эффективных стратегий для реализации прав детей, уменьшения социально-экономических разрывов между группами населения (богатые и бедные, городские и сельские, основные и этнические меньшинствa), а также продвижения справедливости и инклюзии, как применительно к детям, так и к обществу в целом.
Большинство экспертов согласны, что раннее детство охватывает период с момента зачатия до возраста восьми лет. В период 3 – 6 лет ребенок способен овладеть навыками начальной грамотности и счета, участвовать в групповых мероприятиях, обрести более сильное осознание себя как личности, исследовать, играть со сверстниками и укреплять уверенность в себе; именно на этом этапе, дети, особенно из неблагополучных семей, получают наибольшую пользу от участия в дошкольных учреждениях. К 6 годам дети готовы к формальному образованию в начальной школе. Если переход от дошкольного к школьному образованию в возрасте 6-8 лет проходит гладко, то дети легче адаптируются к ритму школьного обучения, преуспевают и добиваются успеха в формальном образовании. Ранние годы являются периодом огромных уязвимостей и возможностей. То, что было или не было сделано во время этих особых лет, может на протяжении всей жизни влиять на здоровье, поведение индивида, способность к установлению связей и достижение успехов в образовании и занятости.
Врач кабинета ЗОЖ Владимир Егоров